​​​​

МБДОУ "Црр - д/с № 6" по адресу:
Майская, д.11, тел.: +7 (4872) 48-62-95

МБДОУ "Црр - д/с № 6" по адресу:
ул. Ю.Фучика, д.22а, тел.: +7 (4872) 48-62-60

МБДОУ "Црр - д/с № 6" по адресу:
ул. Бондаренко, д.3, тел.: +7 (4872) 48-40-93

МБДОУ "Црр - д/с № 6" по адресу:
ул. Хворостухина, д. 9, тел.: +7 (4872) 77-30-01

Юридический адрес: 300010, г. Тула, ул. Хворостухина, д. 9
Тел.: +7 (4872) 77-30-01,
+7 (4872) 77-30-04
E-mail: tula-ds6@tularegion.org

Консультации специалистов

 

Описание: https://www.firestock.ru/wp-content/uploads/2014/10/Dollarphotoclub_48896337.jpg

 «Особенности возникновения и специфика проявления страхов у дошкольников с речевым дизонтогенезом и нормальным развитием"

 

 

В последнее время число детей, имеющих различные нарушения развития, неустанно растет.

Детские страхи представляют неотъемлемое явление нормального процесса психического развития и социальной деятельности ребенка. Но при определенных условиях и предпосылках страхи могут переходить на патологический уровень, становясь невротическими, мешая нормальному развитию дошкольника. Такие страхи препятствуют общению, тормозят развитие личности, способствуют возникновению психосоматических заболеваний, приводят к социально психологической дезадаптации.

Исследование, проведенное на базе МГГУ имени М.А. Шолохова в  Москве, В. Колягиной, кандидатом психологических наук,  помогло выявить условия возникновения и специфику проявления страхов как у дошкольников с речевыми проблемами, так и у детей с нормальным развитием.

К предпосылкам для возникновения страхов у дошкольников отнесли:

1. Неправильное воспитание родителями (запугивание, применение физических мер наказания, гиперопека).

2. Наличие страхов у самих родителей.

3. Доминирование в семье матери.

4. Воспитание в неполной семье.

5. Развод родителей.

6. Конфликтные ситуации в семье.

 

К формальным показателям высокого уровня страхов у родителей отнесли:

Ø     состав семьи (неполная семья),

Ø     число детей в семье (единственный ребенок),

Ø     уровень образования (среднее, высшее),

Ø     взаимоотношения в семье (развод, скандалы и др.). Например, в число матерей с повышенным количеством страхов вошли: материодиночки; матери, живущие в полной семье, но имеющие конфликты с мужем; матери соматически ослабленных детей и детей, имеющих тяжелые диагнозы, прошедших госпитализацию; матери, у которых была сложная беременность и роды; очень молодые мамы или пожилые мамы.

 

Перечень основных групп страхов старших дошкольников:

 

· Страхи причинения физического ущерба (Страхи макросоциального масштаба: война, пожар.)

· Медицинские страхи (боязнь врачей, прививок, уколов и других болезненных манипуляций.)

· Боязнь причинения вреда здоровью (Большое количество различных заболеваний и постоянные тревоги матерей за здоровье детей вызывают у дошкольников тревогу за свое здоровье.)

· Боязнь причинения вреда здоровью сказочными и криминальными персонажами (В содержании современных страшилок преобладают вампиры, привидения, чудовища, роботы, персонажи фольклора (Баба Яга, Кощей Бессмертный). Но нападение реального персонажа (бандита) пугает детей не в меньшей степени.)

· Ночные страхи (Ребенок боится засыпать один в темной комнате, увидеть страшный сон.)

· Боязнь стихийных бедствий (Пугает угроза глобальной катастрофы от наводнений, землетрясений, ураганов.)

· Боязнь громких звуков

· Специфические страхи (Страх речи, воды, замкнутого пространства.)

· Страх физического и вербального наказания родителями (Авторитарное отношение к детям, предпочтение физических мер воспитания являются причиной возникновения у них боязни родителей и наказания.)

· Социальные страхи (Среди социальных страхов преобладает боязнь чужих людей.)

· Боязнь за собственную жизнь и жизнь родителей (Полное осознание факта смерти (по данным А.И. Захарова, А.М. Прихожан) наступает у детей в возрасте 6–7 лет, именно с этого момента они начинают бояться умереть, а также бояться смерти родных и близких.)

 

В ходе анализа детских страхов выявили специфические отличия в содержании страхов у детей с заиканием, нормальным речевым развитием и общим недоразвитием речи (ОНР).

Обследование дошкольников с нормальным речевым развитием показало, что их в большей степени, чем других исследуемых, пугает война; они в большей степени подвержены страху заболеть, заразиться. Это говорит о том, что дети с речевыми проблемами, посещающие специализированные дошкольные учреждения, имеют медицинское и психологическое сопровождение, а с детьми без речевых нарушений такая работа не проводится. Кроме того, ребенок с нормальным речевым развитием в большей степени осознает различные опасности в связи с более развитым вербальнологическим мышлением в отличие от сверстника с речевой патологией. Возможности его когнитивного развития позволяют ему лучше понимать опасности и их последствия для собственного здоровья и жизни близких людей. Заикающиеся дошкольники в меньшей степени боятся болезней: частые посещения врачей, приемы препаратов и проведение различных медицинских исследований помогли свыкнуться с мыслью о болезни, она их не так пугает в отличие от других исследуемых групп.

 

Страхи перед животными, сказочными персонажами являются достаточно выраженными (5–7 лет – это возраст «сказкокинофантазий»). Последние исследования показывают, что современным старшим дошкольникам стали свойственны страхи детей более младшего возраста (Баба Яга, Кощей Бессмертный, скелеты и др.).

 

Яркие сказочные и мультипликационные персонажи, фантастические герои, часто агрессивно настроенные, рекламируются средствами массовой информации, переполняя как телеэкраны, так и детскую литературу. У некоторых дошкольников тревожные фантазии проявляются настолько сильно, что нарушается сон, они испытывают трудности засыпания, их мучают ночные кошмары. Было выявлено, что в большей степени видят и боятся страшных снов дошкольники без речевой патологии, дети с речевыми проблемами в меньшей степени видят страшные сны. Бесконтрольное количество и качество просмотренной ребенком информации, где часто преобладают агрессивно-страшные персонажи и сюжеты в дальнейшем могут сказаться на психическом состоянии ребенка, проявиться не только появлением страхов, тревожности, истерических реакций, но и повышением агрессии. Немало детей с речевой патологией  имеет еще и задержку эмоционального развития, а дети с ОНР  и инфантильны, что проявляется в их страхах.

 

Исследуемые дошкольники без речевых проблем находят устрашающими для себя взаимоотношения с животными, как и дети с ОНР  и их сверстники с заиканием. Хотя агрессивных животных, хищников и злых собак нормально развивающиеся дети боятся в меньшей степени, однако боязнь за свое здоровье и жизнь в большей степени вызывают ядовитые укусы змеи, паука или осы; в отличие от них,  заикающихся дошкольников в большей степени пугают именно собаки и хищные животные.

 

Наименее выраженными в трех группах оказались социально опосредованные страхи, которые в той или иной степени связаны с общением и социумом, и специфические    страхи (замкнутое пространство, вода, большие площади), сюда же входит и страх речи. Этот страх проявился в группах с ОНР и заиканием, у детей с нормальным речевым развитием страх речи не был выявлен.

 

Начиная с 6–7летнего возраста в ребенке проявляется страх собственной смерти и боязнь за жизнь родителей. Ребенок осознает, что он сам и люди вокруг него смертны; это становится для него серьезным потрясением. Отсутствие страха за жизнь родителей указывает на сложные детскородительские отношения. Страх смерти является 100процентным для всех детей в исследуемых группах.

    У всех трех групп исследуемых достаточно высокие показатели боязни стихийных бедствий и катастроф.

Страхи детей, имеющих недостатки речевого развития, характеризуются большим разнообразием, устойчивостью и высокой  интенсивностью переживания, тесной связью с родительскими страхами и условиями воспитания, а также эмоциональной фиксацией специфических страхов: фрустрированность на речевом дефекте, имеющую различную психологическую природу у дошкольников с заиканием и с ОНР. Следует отметить общую тенденцию к невротизации мальчиков, которые в трех исследуемых группах показали преобладание количества страхов в отличие от девочек, у которых эти показатели страхов меньше.

Таким образом, сравнительное исследование детских страхов у старших дошкольников с речевыми нарушениями и их нормально развивающихся сверстников выявило, что у детей с речевыми нарушениями (заикание, ОНР) имеется повышенное количество возрастных страхов, что указывает на особенности их эмоциональноличностного развития и  специфику речевых дефектов.

Эти данные говорят о том, что бóльшая часть исследуемых детей подвержена страхам, находится в прямой зависимости от страхов родителей и от социальной среды. Доминирующие страхи связаны с социальной ситуацией, внушены и подпитаны средствами массовой информации, особенностями воспитания в семье.

 

Подготовили:

учителя – логопеды МБДОУ «Црр – д/с № 6»

Боева И.В., Мигунова Н.Ю.


 

                     

Артикуляционная гимнастика  Когда следует обратиться к логопеду?    Что такое ОНР? 
Причины речевых паталогий у детей

Развитие слухового восприятия детей.